Расскажи, что вы собираетесь презентовать 16 декабря.
Мы собираемся сделать масштабный смотр самых, на наш взгляд, передовых, продвинутых и активно развивающихся белорусских команд. Также мы представим музыкальный лейбл «Belarus Outside Production», который будет заниматься защитой авторских прав исполнителей, отслеживанием авторских отчислений, продажей треков в интернете и изданием альбомов на физических носителях.
А кто там выходить будет?
Пока мы планируем издать альбомы исполнителей, с которыми работает BOpromo. Будет такой маленький инди-лейбл.
Меня все друзья просили узнать, а первые альбомы «Кассиопеи» вообще издаваться когда-нибудь будут?
Будут, только у «Кассиопеи» сначала должен закончиться контракт со «Снегирями». Они сейчас последний по договору альбом записывают, к началу весны должны издать. И тогда мы уже сможем сами что-то с ними делать.
А что-то конкретное сейчас уже готовится к выходу?
Да, сейчас «Серебряная Свадьба» записала 25 треков на двойной CD, мы собираемся его издать большим для Беларуси тиражом – две тысячи экземпляров. Есть уже контакты с заводами – все иностранные, ведь в Беларуси никто винил не издает, а CD делает только завод Vigma, у которого не очень интересные цены и совсем не интересная продукция, просто скучные пластиковые диджипаки. Диски сейчас в основном продаются на концертах, а для распространения винила у нас будет на сайте, который мы активно переделываем, магазин. Ну и все, что мы раньше делали, тоже будем продавать.
Сколько все это будет стоить? На какие прибыли рассчитываешь?
Я могу все на примере «Серебрянной Свадьбы» рассказать. Мы выпускали альбом «Сердечная Мускулатура» тиражом в тысячу экземпляров, в достаточно дорогой упаковке, с буклетом. На издание ушла, если округлить, тысяча евро. Диск на концерте в Европе продается в среднем за десять евро, в России – десять-двенадцать долларов. Эту тысячу дисков мы продали за три месяца гастролей. И хотя половина дисков раздаривается, речь идет о как минимум пятикратной прибыли, которая окупает затраты на запись. И еще остается музыкантам что-то. Для активно гастролирующей группы это очень выгодно, а мы над этим работаем – «Кассиопея», RockerJocker, Port Mone, Gurzuf много гастролируют. Gurzuf, например, печатает тысячу дисков раз в три месяца, по 15-20 дисков на концерте обычно продает, в туре – по 15 концертов, тур – минимум один в месяц. Выгода налицо.
Ну и интернет-продажи тоже работают. «Сердечную Мускулатуру» мы выкладывали на сайте Kroogi, и за пару месяцев набежала приличная сумма. Притом, что можно же было вообще не платить.
Расскажи еще про лайн-ап. Какая-то внутренняя логика в подборе групп есть? Ну кроме того, что они все тебе кажутся интересными.
Логика такая: все эти группы не попадают ни в какой стилистический кластер. «Нагуаль» вот и ни рок, и ни фолк.
фото: Саша Грозевский
Ну я не столько про «Нагуаль», сколько про тех, кого раньше на твоих концертах не было. Lilac и «Кассиопея» из разных же совершенно песочниц, нет?
Ну этого и хотелось. Совсем новые проекты мы решили представить потому, что они недавно организовались и при этом как-то активно везде мелькают. Lilac – да, они как бы выступают со всеми этими инди-рокерами, но мне показалось, что они здорово выделяются. Я видел их живьем один раз, и мне все понравилось. Они похожи на группу Moloko, и девочка поет не на колдырном английском, слава богу. Ну и почему бы не помочь хорошим ребятам, если они в своей песочнице выделяются.
Хорошо, а Руся тогда как тут оказалась? Она же рок-княгиня.
Ну рок-княгиня, да, но это в прошлом же. Она давно этникой занимается, все пыталась превратить группу Akana, в которой пела, в какой-то world-music-проект. У нее ничего не получилось, насколько я понял, с тем составом, и она решила сделать это таким поп-проектом. Взяла диджея, саундпродюсера и сделала абстрактно-хип-хоповую штуку.
фото: Виктор Гилицкий
Я слышал одну их песню, это не похоже на хип-хоп. Это похоже на очередную белорусскую фолк-группу, которой зачем-то присобачили электронных звуков.
Слушай, ну для Беларуси и это новаторство. Включи какого-нибудь «Старого Ольсу» или вот группу «Пава» – люди как будто для себя первую версию Fruity Loops открыли, там реально дискотечный мрачняк. А у Руси все-таки работа с хоть какими-то передовыми тенденциями – все это битмейкерство сейчас же во всем мире на подъеме.
Я довольно много заграничную прессу читаю, и мне ни разу ничего вроде этого проекта Akana даже на глаза не попадалось. В смысле, американцу в голову не придет петь народные песни под хип-хоп-бит, это какая-то ниша для артистов из стран третьего мира.
Так для этого все и делается. Это не для белорусов, это, скорее, на экспорт. Руся делает проект, чтобы покататься по миру, показать – «вот мы, белорусы, такие, мы умеем совмещать этно и современную электронную музыку». А 16 декабря будет просто превью проекта. Она покажет-то буквально три-четыре песни.
А на следующих твоих фестивалях этот состав будет сохраняться?
Необязательно. В следующем году фестиваль будет в Питере проводится, потом в Варшаве. Может быть, к концу весны в Вильнюсе сделаем. Понятно, что какое-то количество групп будут тем же, но все будет зависеть от текущего момента. В этот раз, например, мы не стали звать «Адисс Абебу», потому что они пять лет играют одни и те же песни, а группу Botanic Projeсt позвали, хоть я давно уже не люблю белорусское регги. Но они поменяли состав, у них новая программа, они записали новый альбом в новом звуке, как-то двигаются и развиваются.
Нам хочется показывать группы, которые активно работают. И в том числе молодые группы, которые хоть что-то интересное ищут. Есть какое-то задревеснение во всем: я хожу по репетиционным точкам, куда меня зазывают, а там сотни одинаковых групп. Пишут каждый день: «Здравствуйте, у нас нет, к сожалению, даже демо-записей, придите к нам, пожалуйста, на репетицию». Я прихожу, и у меня начинает из ушей кровь течь. «В своем творчестве мы ориентируемся на группы Arctic Monkeys и Franz Ferdinand» – какое же это творчество, если вы сразу уже все решили.
По поводу групп, у которых нет демо-записей. Я знаю, что ты знаком с группой Aliosha, give me a chance. А чего их на фестиваль не позвал?
Я не видел их живьем, а то, что мне в интернете показали, мне непонятно. Это, знаешь, как с Padla Bear Outfit было: я их ни разу не видел на концерте, меня просто убедили: «Записи – это фуфло левое, вот на концерте тебе точно понравится». В итоге я стоял перед сценой и у меня просто слезы текли, настолько я офигел.
Кстати, после того концерта с Padla Bear Outfit казалось, что еще чуть-чуть – и ты и остальные крутые русские группы привезешь. Ну типа Narkotiki.
А мы хотели Narkotiki привезти, они просто очень дорогие. Мы за всем следим, со всеми списываемся, просто в Москве и в Европе с клубами одни условия, а у нас совсем другие. Там любой арт-директор клуба понимает: если в клубе музыкант, то вечером будет не десять человек, а сто, и выпьют они не десять кружек пива, а сто. И поэтому музыкантам отдается весь «вход», или 90 процентов от «входа». Здесь другие условия. Здесь дикие аренды и много другой ботвы. Вот приезжал битмейкер Lapti (один из героев материала сайта Pitchfork про российкую битс-сцену – прим. авт.) – на него пришли пятнадцать человек. На группу Manicure – десять проданных билетов. На группу Pompeya – сорок, кажется.
То есть Narkotiki – довольно дешевая группа. Но в Минске их концерт выльется в сумму, которая не может соотнестись с теоретическим количеством пришедших людей. Narkotiki соберут 300 человек, как и все группы, которые я бы хотел привезти для своего удовольствия. Только в Минске нет клуба на 300-500 человек, где можно организовать концерт таких артистов.
Для фестиваля «Можно» были сделаны веселые промо-ролики про то, что папа все и всем разрешает. Сегодня на сайте КУ – премьера еще одного видео.